Проект Федерального закона № 105735-3 "О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ)

Проект
N 105735-3
Внесен депутатами
Государственной Думы
Н.Л. Пискуном, Т.В. Яковлевой,
Э.Л. Ермаковой, В.А. Буткеевым,
В.Р. Пашуто, Г.В. Боосом,
З.И. Воронцовой, И.Д. Грачевым,
Н.Ф. Герасименко, О.И. Ковалевым,
О.В. Морозовым, А.Г. Пузановским,
В.В. Рязанским, О.В. Шеиным,
С.И. Штогриным, А.Х. Амирхановым
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕМЕСЛЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы ремесленной деятельности и создание ремесленных объединений в Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовое регулирование в области ремесленной деятельности
Правовое регулирование отношений в области ремесленной деятельности и создания ремесленных объединений основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общественных объединениях", других законов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Отношения в области ремесленной деятельности, касающиеся правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, регулируются законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Статья 2. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области ремесленной деятельности на территории Российской Федерации. Участниками указанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе ремесленные объединения.
Целью настоящего Закона является формирование политики в области ремесленной деятельности для обеспечения возрождения традиций ремесленной деятельности в Российской Федерации, являющихся средством скорейшего удовлетворения потребностей населения в товарах, работах и услугах потребительского назначения, развития производительной инфраструктуры населенных мест, увеличения занятости населения, защиты прав потребителей продукции ремесленников.

Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
ремесленная деятельность - вид предпринимательской деятельности по производству товаров, работ, оказанию услуг преимущественно потребительского назначения (личного, семейного, бытового, домашнего, художественно-прикладного и т.п.) мелкими партиями, штучно или по индивидуальным заказам, в том числе бытовое обслуживание, народные промыслы и ремесла. Ремесленная деятельность осуществляется ремесленниками - субъектами ремесленной деятельности;

субъекты ремесленной деятельности (ремесленники) - юридические и физические лица, их объединения, внесенные в Ремесленный реестр, обладающие производственными ресурсами, производящие по предварительным заказам или собственному усмотрению товары, работы, оказывающие услуги с использованием особых знаний, специальных технологий, навыков, умений, традиций, секретов, обладающие подтвержденной профессиональной квалификацией по ремесленным профессиям, входящим в "Перечень ремесленных профессий". Если деятельность, аналогичную ремесленной, осуществляют юридические и физические лица, которых нельзя отнести по определению к субъектам ремесленной деятельности, то такая деятельность называется сходной с ремесленной;
политика в области ремесленной деятельности - совокупность организационных,
 правовых, экономических, контрольных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти и управления совместно с общественными организациями, а также ремесленными объединениями, палатами и субъектами ремесленной деятельности для реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

Ремесленный реестр - информационная система, содержащая сведения о субъектах ремесленной деятельности. Вхождение в Ремесленный реестр обеспечивает участникам предусмотренные услуги и льготы, если они установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами, издаваемыми органами местного самоуправления в отношении ремесленной деятельности в пределах их полномочий;

ремесленная палата - ремесленное объединение в форме общественной организации, членами которой являются субъекты ремесленной деятельности, а также предприниматели и организации, способствующие их деятельности с целью рациональной организации и управления. Ремесленная палата отличается от других объединений субъектов ремесленной деятельности особым статусом и образуется на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории других административно-территориальных образований. На одной и той же территории может быть образована только одна ремесленная палата;
профессиональное ремесленное объединение - общественное или некоммерческое объединение субъектов ремесленной деятельности и других организаций, занимающихся одним видом ремесленной деятельности либо профессионально либо экономически связанными между собой видами деятельности;

территориальное ремесленное объединение - общественное или некоммерческое объединение, не имеющее статуса ремесленной палаты, членами которого являются субъекты ремесленной деятельности и другие организации, занимающиеся различными видами ремесленной деятельности;
ремесленное объединение - профессиональное или территориальное ремесленное объединение, а также ремесленная палата;
ремесленные объекты (ремесленные предприятия) - имущественные комплексы, используемые для осуществления ремесленной деятельности. К ремесленным объектам относятся ателье, мастерские, фирмы, салоны, студии, агентства, бюро, центры ремесел, кузни и т.п.;  

округ ремесленного объединения или ремесленной палаты - территория (группа территорий), на которую распространяется деятельность данного объединения или палаты, совпадающая с административно-территориальным делением, согласованная с государственным органом власти или органом местного самоуправления округа.

Статья 4. Перечень ремесленных профессий
Перечень ремесленных профессий в соответствии с настоящим Федеральным законом утверждается Правительством Российской Федерации с учетом предложений Ремесленной палаты России.

Вышеназванный перечень профессий не входит в состав существующих общероссийских классификаторов, в том числе в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, и на него не распространяются действующие тарифные сетки, классы, разряды, уровни квалификации и требования к ним.

Глава II. ЗАНЯТИЕ РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 5. Сертификация товаров, работ и услуг
Если какие-либо товары, работы или услуги, производимые субъектами ремесленной деятельности, подлежат обязательной сертификации, то подтверждение их соответствия осуществляется субъектом ремесленной деятельности только в форме декларации о соответствии.

Статья 6. Ремесленный реестр
Субъекты ремесленной деятельности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона вносятся в Ремесленный реестр, который ведет ремесленная палата данного округа. В особую часть реестра вносится также информация о предпринимателях и организациях, способствующих ремесленной деятельности и являющихся членами ремесленных палат. В Ремесленный реестр вносятся также образовательные учреждения, осуществляющие профессиональное обучение ремесленным профессиям.
Реестр создается для:

регистрации обращений субъектов ремесленной деятельности;

хранения и актуализации информации о субъектах реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;

обоснования решений о предоставлении субъектам ремесленной деятельности дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий;
решения аналитических задач по выявлению тенденций развития ремесленной деятельности;

проведения опросов субъектов ремесленной деятельности;
сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимой субъектами ремесленной деятельности.

Реестр включает в себя комплекты документов по обращениям субъектов ремесленной деятельности с просьбой о внесении их в реестр или оказания помощи в той или иной форме, а также необходимые данные, содержащие информацию о субъектах ремесленной деятельности, включенных в реестр, решениях, принятых по их заявлениям.
Невключение субъекта деятельности, сходной с ремесленной, в реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ремесленный реестр должен содержать следующие обязательные сведения:
1. О физических лицах (предпринимателях):
а) фамилия, имя, отчество, возраст предпринимателя, у лиц, являющихся инвалидами 1 и 2 групп, - фамилия, имя, отчество названного ими законного представителя или опекуна;
б) копия свидетельства о государственной регистрации, товарный знак или знак обслуживания, если они имеются;
в) вид (виды) деятельности, которыми занимается предприниматель;
г) перечень применяемого оборудования и технологий, количество рабочих мест;
д) обязательные квалификационные документы, дающие право вести ремесленную деятельность данного вида (видов);
е) дата регистрации в Ремесленном реестре.
2. О юридических лицах:
а) копия свидетельства о государственной регистрации и устава, товарный знак или знак обслуживания, если они имеются (для хозяйственных товариществ и обществ учредительный договор, если он имеется);
б) фамилия, имя, отчество, дата рождения и гражданство руководителя;
в) вид (виды) деятельности;
г) наличие мастеров, их квалификационные документы, дающие право вести ремесленную деятельность данного вида (видов);
д) данные согласно пункту 1г;
е) дата регистрации в Ремесленном реестре;
ж) для дочерних и зависимых обществ представляются также данные об основном обществе по пунктам 2а - 2е.
Ремесленная палата России утверждает "Положение о Ремесленном реестре", в котором, помимо обязательных сведений, может содержаться дополнительная информация по профессиональным вопросам.
Юридическое лицо регистрируется в Ремесленном реестре при условии, что его руководитель или заместитель руководителя соответствует условиям, необходимым для регистрации в Ремесленном реестре.
Хозяйственное товарищество или общество регистрируется в Реестре ремесленников, если личную ответственность за техническое руководство несет один из участников, который соответствует условиям регистрации в Ремесленном реестре.
После регистрации в Ремесленном реестре ремесленная палата выдает свидетельство, подтверждающее регистрацию.

Глава III. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕМЕСЛЕННЫМ ПРОФЕССИЯМ

Статья 7. Право на обучение ремесленным профессиям

1. Профессиональное обучение в сфере ремесленной деятельности строится в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами и может обеспечиваться при:

получении профессионального образования в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные ремесленные образовательные программы соответствующего уровня;

осуществлении профессиональной подготовки в образовательных учреждениях профессионального образования различного уровня и других образовательных учреждениях:
учебно-производственных и учебно-курсовых комбинатах, учебно-производственных центрах, школах редких профессий и т.д., а также образовательных подразделениях ремесленных палат и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, являющихся субъектами ремесленной деятельности;

обеспечении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка);
профессиональном обучении в форме экстерната.

2. Учреждения профессионального образования, образовательные подразделения ремесленных палат и другие образовательные учреждения, а также специалисты, являющиеся субъектами ремесленной деятельности и занимающиеся профессиональным обучением (далее - ремесленным), должны быть включены либо в Ремесленный реестр, либо в перечень образовательных учреждений Ремесленной палаты России, осуществляющих обучение ремесленным профессиям, и иметь соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности.

3. При получении лицензии на право проведения профессионального образования и подготовки по ремесленным профессиям в состав экспертной комиссии от общественности включается представитель ремесленной палаты, а также представитель образовательного учреждения, осуществляющего профессиональное образование или подготовку по ремесленным профессиям.

4. Учреждения, осуществляющие проведение профессиональной подготовки по ремесленным профессиям, в части этой деятельности не подлежат государственной аккредитации и аттестации.

5. Положение о профессиональном обучении ремесленным профессиям утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Ремесленной палаты России.

Статья 8. Специфические требования к образовательным учреждениям, образовательным подразделениям ремесленных палат и субъектам ремесленной деятельности, осуществляющим профессиональное обучение

При осуществлении профессионального обучения в сфере ремесленной деятельности образовательные учреждения, образовательные подразделения ремесленных палат, субъекты ремесленной деятельности должны соответствовать следующим требованиям:
иметь аттестованных мастеров или мастеров высшей категории по соответствующему виду (видам) ремесленной профессии;
иметь аттестованные Ремесленной палатой рабочие места для профессионального обучения соответствующей ремесленной профессии или заключенные договоры с субъектами ремесленной деятельности, имеющими такие рабочие места;
получить общественную аккредитацию Ремесленной палаты России;
положения о профессиональном обучении ремесленным профессиям.

Статья 9. Уровни квалификации ремесленных профессий
Принимается единая для Российской Федерации классификация уровней квалификации ремесленных профессий:
мастер высшей категории;
мастер;
мастер-стажер;
ремесленный рабочий;
ученик.

Статья 10. Основные требования к уровню квалификации
1. Квалификационные требования к мастеру высшей категории, мастеру, мастеру-стажеру, ремесленному рабочему, а также положение об учениках по ремесленным профессиям устанавливаются с учетом специфики ремесленной деятельности в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Квалификационные требования должны быть сформулированы по следующим разделам:
требования к мастерству и практическим навыкам по профессии;
требования к теоретическим знаниям по профессии;
требования к знаниям в области основ законодательства, экономики, организации производства, предпринимательства и права;
требования к знаниям в области психологии и педагогики и осуществления профессионального обучения на производстве.

3. Получение ремесленной квалификации осуществляется при наличии определенного стажа работы по данной профессии, а именно для:
мастера высшей категории - не менее 5 лет работы мастером;
мастера - не менее 3 лет работы мастером-стажером;
мастера-стажера - не менее 2 лет работы ремесленным рабочим.
В порядке исключения указанные сроки стажа работы могут быть сокращены по ходатайству ремесленной палаты.

4. Для получения ремесленной квалификации:
мастера высшей категории необходимо наличие среднего общего образования;
мастера и мастера-стажера - наличие основного общего образования;
ремесленного рабочего - наличие начального общего образования.
В исключительных случаях по ходатайству ремесленной палаты и наличия стажа работы по данной профессии не менее 10 лет общий образовательный ценз для мастера высшей категории, мастера и мастера-стажера может быть снижен на один уровень.

4. Ремесленная палата имеет право по просьбе соискателя ремесленной квалификации на основе ходатайства субъекта ремесленной деятельности, у которого работает соискатель, засчитать стаж работы мастером-стажером и ремесленным рабочим, если соискатель проработал соответствующее количество лет по аналогичной профессии, осуществляя деятельность, сходную с ремесленной.

Статья 11. Итоговая аттестация обучаемых ремесленным профессиям
1. Итоговая аттестация обучаемых регулируется Положением о профессиональном обучении ремесленным профессиям и состоит из одного или нескольких аттестационных испытаний следующих видов:
сдача итоговых экзаменов по отдельным учебным предметам;
выполнение выпускной практической квалификационной работы по профессии;
защита письменной квалификационной работы, выполненной по теме.
2. К итоговой аттестации допускаются выпускники, завершившие обучение в рамках основной программы и успешно прошедшие промежуточную аттестацию.
3. Итоговая аттестация выпускников осуществляется аттестационной комиссией, состав которой формируется соответствующим образовательным учреждением или образовательным подразделением ремесленной палаты по группе родственных ремесленных профессий.
При организации профессиональной подготовки аттестационная комиссия формируется из представителя ремесленной палаты (председатель), представителя государственного органа власти или органа местного самоуправления округа ремесленной палаты, аттестованных мастеров высшей квалификации или мастеров по данной профессии, преподавателей основ законодательства, экономики, предпринимательства.
4. По результатам итоговой аттестации выпускникам присваивается квалификация по профессии и выдается соответствующий документ.
Форма документа согласовывается с Ремесленной палатой России.

Статья 12. Стандарты на профессиональное образование и подготовку кадров по ремесленным специальностям и профессиям

1. Профессиональное образование по ремесленным специальностям и профессиям осуществляется в соответствии с государственным стандартом профессионального образования по установленному перечню ремесленных специальностей на основе типовых профессиональных образовательных программ соответствующего уровня, учитывающих специфику ремесленной деятельности и утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области образования.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется в соответствии со стандартами дополнительного профессионального образования на основе дополнительных профессиональных образовательных программ по ремесленным специальностям.
3. Ремесленные палаты, ремесленные объединения и ремесленники участвуют в разработке профессиональных образовательных программ по ремесленным специальностям и профессиям.
4. Профессиональная подготовка и переподготовка по ремесленным профессиям не связаны с изменением образовательного уровня и осуществляются на основе стандартов профессиональной подготовки и переподготовки Ремесленной палаты России, а также разработанных в соответствии с ними профессиональных программ подготовки и переподготовки.

Глава IV. РЕМЕСЛЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И РЕМЕСЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ
Статья 13. Общие положения
Для целей настоящей главы используются следующие основные понятия:
член ремесленного объединения или ремесленной палаты - субъект ремесленной деятельности, другой член ремесленной деятельности, внесший вступительный и ремесленный взнос, принятый в ремесленное объединение или ремесленную палату в предусмотренном уставом этого объединения или ремесленной палаты порядке;
другие члены ремесленной деятельности - учебные, учебно-производственные, научные, проектно-конструкторские, монтажно-наладочные, рекламные и иные предприниматели, организации, работающие по договорам с ремесленниками или ремесленными палатами;
ремесленный участок - участок (часть ремесленного объединения, ремесленной палаты), в котором объединено определенное число членов ремесленного объединения или ремесленной палаты и который может создаваться, как правило, по территориальному признаку, определенному уставом ремесленного объединения или ремесленной палаты;
уполномоченный ремесленного участка - член ремесленного объединения или ремесленной палаты данного участка, избранный на общем собрании участников ремесленного объединения или ремесленной палаты данного участка и утвержденный правлением ремесленного объединения или ремесленной палаты. Он является связующим звеном между ремесленным объединением или ремесленной палатой и их членами, а также организует деятельность объединения или палаты на ремесленном участке;
съезд (конференция) членов и (или) уполномоченных ремесленного участка - высший руководящий орган ремесленного объединения или палаты;

представители ремесленного объединения в ремесленных палатах - члены ремесленного объединения, избранные высшими органами ремесленных объединений (если иное не предусмотрено уставами ремесленных объединений или ремесленных палат) для участия в работе высшего органа ремесленных палат, в который данное объединение входит;
вступительный взнос - денежная сумма, направленная на покрытие расходов, связанных со вступлением в ремесленное объединение или ремесленную палату;

ремесленный (членский) взнос - имущественный взнос члена ремесленного объединения или ремесленной палаты в ремесленный фонд ремесленного объединения или ремесленной палаты деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами;
ремесленный фонд - фонд, состоящий из ремесленных взносов, вносимых членами ремесленного объединения или ремесленной палаты при создании ремесленного объединения или ремесленной палаты или вступления в них и являющихся одним из источников формирования имущества ремесленного объединения или ремесленной палаты;

резервный фонд - фонд, который предназначен для покрытия убытков от действия чрезвычайных обстоятельств. Порядок формирования и использования этого фонда определяется уставом ремесленного объединения или ремесленной палаты;
неделимый фонд - часть имущества ремесленного объединения или ремесленной палаты, которая не подлежит распределению между членами ремесленного объединения или ремесленной палаты. Порядок формирования и использования этого фонда определяется уставом ремесленного объединения или ремесленной палаты.

Статья 14. Государство, ремесленные объединения и ремесленные палаты

Органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют взаимодействие с ремесленными объединениями и ремесленными палатами через свои уполномоченные структуры на основе заключения договоров между ними, в которых зафиксированы профессиональные услуги и работы, оказываемые ремесленными объединениями и палатами своим членам, а также формы и методы поддержки ремесленных объединений и палат со стороны указанных органов. От имени ремесленных объединений договор подписывает Ремесленная палата.

Статья 15. Основные услуги профессионального и территориального ремесленных объединений
К основным услугам ремесленного объединения относятся следующие:
организация подготовки профессиональных кадров по ремесленным специальностям, профильным для данного объединения, участие в аттестационных комиссиях Ремесленной палаты;
участие в подготовке проектов законов и нормативных правовых актов по данному виду профессиональной деятельности;
разработка инструктивно-методических материалов, норм, нормативов, правил, технологий и т.п. для профессиональной деятельности участников объединения;
организация выставок, семинаров, совещаний по вопросам данного ремесленного объединения;
обеспечение участников данного ремесленного объединения необходимой нормативно-технической документацией, литературой и прочей специальной информацией;
негосударственная экспертиза проектов строительства и развития объектов ремесленной деятельности по представлению ремесленной палаты;
подготовка предложений в ремесленную палату по предоставлению льгот своим участникам по линии ремесленной палаты, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления;
участие в комиссиях ремесленной палаты по аттестации рабочих мест, по категорированию субъектов ремесленной деятельности, входящих в профессиональные объединения.

Статья 16. Основные профессиональные услуги ремесленной палаты
Основные услуги ремесленной палаты:
ведение негосударственного "Ремесленного реестра" в соответствии с Положением о Ремесленном реестре;
представление интересов членов ремесленной палаты в Ремесленной палате России и других организациях;
организация системы подготовки кадров по ремесленным профессиям, аттестация ремесленников;
организация третейского суда для участников ремесленных палат;
участие в подготовке проектов законов и нормативно-правовых актов по вопросам ремесленной деятельности;
организация выставок, семинаров, совещаний по вопросам ремесленной деятельности;
утверждение и обеспечение ремесленников необходимой нормативно-технической документацией по профессиональным вопросам;
представление интересов работодателей в Соглашении между Правительством Российской Федерации, ЦК отраслевого профсоюза и Ремесленной палатой России;
негосударственная экспертиза проектов строительства и развития объектов ремесленной деятельности;
участие представителя ремесленной палаты в заседаниях государственных органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления соответствующего региона;
подготовка предложений по предоставлению льгот ремесленникам со стороны государственных органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления;
категорирование ремесленных предприятий, членов ремесленных объединений, входящих в состав ремесленных палат.

Статья 17. Основные профессиональные услуги Ремесленной палаты России
Ремесленная палата России, помимо услуг, поименованных в статье 16 настоящего Закона, обеспечивает:
разработку и утверждение "Положения о Ремесленном реестре";
разработку и утверждение типовых уставов ремесленных объединений и ремесленных палат;
разработку "Положения о профессиональном обучении ремесленным профессиям";
разработку и ведение негосударственного Перечня ремесленных профессий, Положения о нем, представление их Правительству Российской Федерации на утверждение или внесение изменений;
ведение негосударственного Реестра ремесленных палат;
ведение перечня образовательных учреждений, осуществляющих обучение ремесленным профессиям;
разработку и принятие правил присвоения категорий субъектам ремесленной деятельности, являющимся членами ремесленных объединений и ремесленных палат;
представление интересов участников Ремесленной палаты России в Правительстве Российской Федерации, его органах, в международных и иных организациях.

Статья 18. Формы и методы государственной поддержки ремесленных объектов, ремесленных объединений и ремесленных палат
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий оказывают поддержку ремесленным объектам, ремесленным объединениям и ремесленным палатам.

Предоставление льгот и компенсаций ремесленным объектам и ремесленным объединениям по налогам и тарифам на продукцию и услуги естественных монополий осуществляется по представлению ремесленной палаты данного округа в соответствии с действующим законодательством.

Ремесленным объектам, ремесленным объединениям и ремесленным палатам оказывается поддержка их деятельности, законодательно регулируется предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка ремесленных объединений и ремесленных палат выражается в виде целевого финансирования целевых программ развития ремесленной деятельности ремесленных объединений и ремесленных палат в своем округе по их заявкам (государственные гранты), заключения любых видов договоров на выполнение работ и предоставление услуг, социальных заказов на выполнение государственных программ по поддержке ремесленных объектов на конкурсной основе.

Статья 19. Организация ремесленных объединений
Ремесленные объединения организуются субъектами ремесленной деятельности, а также предпринимателями и организациями, содействующими ремесленной деятельности, в соответствии с существующим законодательством, настоящим Федеральным законом, типовым уставом ремесленного объединения, собственным уставом.

Статья 20. Особенности создания ремесленных объединений и ремесленных палат
1. Ремесленная палата или ремесленное объединение при необходимости могут создавать свои ремесленные участки, которые являются их территориальными структурными подразделениями, в форме организаций, отделений или филиалов и представительств.
Руководство деятельностью ремесленного участка возлагается на уполномоченного ремесленным участком или на другое лицо, если иное определено уставом. Руководитель ремесленного участка по должности является членом правления ремесленного объединения или ремесленной палаты и, одновременно, представителем ремесленного объединения или ремесленной палаты на участке. Для осуществления коллегиального руководства ремесленным участком и выбора уполномоченного ремесленного участка созывается общее собрание членов ремесленного участка.
Собрание членов ремесленного участка ремесленного объединения или ремесленной палаты является правомочным, если на нем присутствуют более 50% членов ремесленного участка ремесленного объединения или ремесленной палаты.
Уполномоченные ремесленного объединения или ремесленной палаты имеют решающий голос при принятии решения собранием членов ремесленного участка ремесленного объединения или ремесленной палаты при равенстве голосов.
В ремесленное объединение или ремесленную палату могут входить отдельные члены и ремесленные участки, которые не могут платить ремесленные и иные взносы или могут оплатить какую-то их часть. В этом случае они считаются членами ремесленного объединения или ремесленной палаты с ограниченными правами. Взаимодействие ремесленного объединения или ремесленной палаты с такими членами определяется специальным договором и соответствующими уставами.

2. Органом ремесленного объединения или ремесленной палаты, осуществляющим основные функции управления между съездами (конференциями), является Правление. Выборы членов правления производятся в соответствии с типовыми уставами ремесленного объединения или ремесленной палаты.

3. Типовые уставы ремесленного объединения и ремесленной палаты должны содержать основные разделы:
порядок создания ремесленных объединений и ремесленных палат;
состав, функции и обязанности органов управления;
перечень комитетов, их функции и обязанности;
типовой договор между членами ремесленного объединения и ремесленной палаты о взаимных обязательствах;
положение о созыве съезда (конференции) и нормах представительности;
санкции к членам ремесленных объединений и ремесленных палат, а также к ремесленным объединениям и ремесленным палатам при невыполнении уставных требований и требований договора о взаимных обязательствах;
положение о приеме в состав членов и участников ремесленных объединений и ремесленных палат;
иные требования, обязательные к выполнению в связи с профессиональной деятельностью.

Статья 21. Размеры вступительного и ремесленного взноса ремесленного объединения или ремесленной палаты
1. Размеры вступительного и ремесленного взноса определяются уставом ремесленного объединения или ремесленной палаты.
2. Вступительный взнос не входит в состав ремесленного фонда и не подлежит возврату при выходе участников из ремесленного объединения или ремесленной палаты.
3. На вступительные и ремесленные взносы не могут обращаться взыскания по личным долгам и обязательствам участников.

Статья 22. Ремесленный и иные фонды ремесленного объединения или ремесленной палаты
1. Ремесленный фонд ремесленного объединения или ремесленной палаты состоит из ремесленных взносов, являющихся одним из источников формирования имущества ремесленного объединения или ремесленной палаты.
2. При осуществлении своей деятельности ремесленное объединение или ремесленная палата вправе формировать следующие фонды:
неделимый;
развития ремесленной деятельности;
резервный;
иные фонды в соответствии с уставом ремесленного объединения или ремесленной палаты.
3. Размеры, порядок формирования и использования фондов ремесленного объединения или ремесленной палаты устанавливаются съездом (конференцией) ремесленного объединения или ремесленной палаты.

Статья 23. Организация ремесленных палат
1. Ремесленная палата является юридическим лицом, имеет в собственности здания, сооружения, оборудование, иное имущество, необходимое для выполнения уставных задач. Источником формирования имущества ремесленной палаты являются вступительные, ремесленные и членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности созданных ею организаций, переданное ей учредителями имущество и иные не запрещенные законом источники. Величина и периодичность членских взносов ремесленных палат согласуются с органами государственной власти или органами местного управления округа ремесленной палаты при подписании соглашения в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
2. Ремесленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. В этих целях ремесленная палата вправе создавать хозяйственные общества и иные хозяйственные организации. Ремесленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею организаций, и данные организации не отвечают по обязательствам ремесленной палаты.
3. Доходы от предпринимательской деятельности используются на цели уставной деятельности и между членами ремесленной палаты не распределяются. Ремесленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, и члены ремесленной палаты не отвечают по ее обязательствам.
4. В случае выхода из ремесленной палаты ее членов уплаченные ими ремесленные взносы не возвращаются.
5. На съезде (конференции) членов ремесленной палаты принимается устав ремесленной палаты и образуются руководящие органы ремесленной палаты.
6. Ремесленная палата осуществляет свою деятельность на основании устава, пр