Камин Ливадии.

Этот камин — совсем юноша, по сравнению с каминами ХУН-ХУШ века в Лувре и Эрмитаже. Но к его мраморной поверхности прикасались руки последнего русского царя Николая II. Возле него вели переговоры Уинстон Черчиль, Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт. Разумеется, отпечатков пальцев на мраморе не осталось, но зато есть письменные свидетельства и архивы, раскрывающие нам удивительную историю мраморного камина в парадной столовой Белого зала в Ливадийском дворце
Вдалёком прошлом на месте нынешней Ливадии среди густых лесов были большие поляны. Отсюда, многие считают, и произошло название «Ливадия», так как в переводе с греческого «ливадион» — «луг, лужайка".
Мало кто знает, что американцы в 1867 г. стали первыми «организованными туристами", посетившими Ливадию, а их «гидом» по дворцу был сам император России Александр II.
Хронику этих знаменательных событий оставили нам два активных участника: с американской стороны — молодой Сэмюел Ленгхорн Клеменс, более известный миру под псевдонимов Марк Твен, а с русской — историк и исследователь Крыма, общественный деятель В. X. Кондараки. Пятьдесят пять человек получили приглашение посетить дворцы царской семьи. «Каждому было ясно, что нам дают понять, сколь искренни дружеские чувства России к Америке, если даже частных лиц удостаивают такого любезного приёма» (Твен М. Собр. соч., т. 1. М.,1959, с. 370).
М. Твен был восхищён Ливадией и Ореандой, отдавая должное изысканному вкусу как самих хозяев, так и создателей этих прекрасных дворцово-парковых ансамблей.
Надо отметить, что архитектура дворцов Ливадии того времени была совершенно отличной от всемирно известного теперь Большого белого дворца, построенного по проекту Н. П. Краснова в 1911 г. Взору туристов предстали скорее не дворцы, а большие особняки, построенные из местного камня, с многочисленными балконами и лоджиями, богато украшенными деревянной резьбой. В Ялте, насчитывавшей тогда не бо¬лее 1,5 тысячи жителей, ещё не было собственного городского управления. Оно осуществлялось из губернского центра — Симферополя.
В. X. Кондараки свидетельствует также, что Александр II «соблаговолил выйти к ним навстречу и поздравить с приездом. Этого мало! Монарх лично повёл их по ближайшим аллеям, обращая внимание на наиболее интересные растения и предметы. Такое внимание монарха очаровало американцев, не смевших, разумеется, ожидать от царя такой чистосердечной расположенности к частным лицам».
В начале XX века начинается третий этап строительства в Ливадийском удельном имении. Дело в том, что дворец, построенный И. Монигетти, уничтожила сырость, вызванная высоким уровнем грунтовых вод. В начале 1904 года комиссия спе¬циалистов рекомендовала сделать капитальный ремонт старого дворца, но владельцы в конце 1909 года решили его разобрать. В январе- марте 1910 года старый Ливадийский дворе1_ разобрали с условием, что новый будет построен к сентябре следующего года.
20 сентября 1911 года императорская семья впервые увидела Ливадийский дворец и парадную столовую с мраморным камином. Их восхищению не было предела. Рай земной в благодатном крае благодаря таланту и стараниям тысяч людей, одухотворенных гением Н. П. Краснова, действительно предстал, как писал современник, «богатейшей жемчужиной в коро¬не русского царя».
В течение 1909 года Краснов работал над проектом, а 23 апреля 1910 года состоялась закладка здания. Строился дворец быстро и с широким размахом, средств не жалели. Проведены были колоссальные работы. Две с половиной тысячи рабочих трудились 17 месяцев не только днём, но и ночью, при свете факелов. Стены возводили из белого инкерманского камня. Наружная поверхность стен дворца после окончания строительства была флюатирована, т. е. покрыта специальным химическим составом (кеслерским флюатом), предохранявшим камень от выветривания и загрязнения. Детали внутренней отделки изготовлялись в Москве и других городах по чертежам Краснова.
Талантливому архитектору удалось удачно вписать здание в окружающий ландшафт, расположить его так, чтобы все его стороны были максимально открыты солнцу. Дворец по праву считается вершиной творения Н. П. Краснова, давшей ему вместе с разработкой проектов других дворцов и сооружений побережья звание академика Санкт-Петербургской академии художеств.
При выполнении работ Н. П. Краснов сам выбирает себе своих помощников, чертёжников, конторщиков, десятников и весь остальной персонал служащих при работах; закупает и заготавливает по своему усмотрению весь необходимый строительный материал; устанавливает расценки на каменные, декоративные, художественные работы и выбирает фирмы, артели и отдельных лиц для сдачи им подрядным способом отдельных работ по выстройке вышеуказанных зданий.
Согласно составленным архитекторами общих смет затрат, Главное Управление Уделов выделило на строительство в Лива-дийском имении 4,2 млн. руб. серебром, из них 2,6 млн. предназначались на возведение нового дворца.
Время, отведённое на возведение Большого дворца и всего комплекса новых зданий — 17 месяцев —уже само по себе по¬разительно. Но когда из архивных документов стала известна подлинная история их строительства и неожиданные осложнения, сопровождавшие его, к удивлению присоединяется чувство восхищения находчивостью и ответственностью за порученное дело архитекторов, инженеров и рабочих, которые выдержали этот невероятный срок в столь сложных условиях.
В январе 1911 года дворец был уже подготовлен к внутрен¬ним отделочным работам, и тут наступил самый тяжелый период в строительстве: беспримерная по своей суровости зима 1910-1911 гг. На Южном берегу Крыма, где обычна мягкая, тёплая зима, в январе внезапно ударили морозы. День за днём шёл обильный снег, и скоро вся стройка покрылась огромными сугробами. Морозы ослабели только в марте, но и в апреле-мае стояла ненастная, неустойчивая погода. Отсыревшие стены зданий не позволяли приступить к отделочным работам.

Группа инженеров под руководством Н. П. Краснова и здесь находит выход из положения: устраивается мощное электрическое отопление для просушки дворца и свитского дома, камеры принудительной(кактогда говорили,«побудительной»)вентиляции, организуются сверхурочные и ночные работы. При¬нятые решительные меры позволили подготовить дворец к сдаче и освящению практически к намеченному сроку — официально она состоялась 14 сентября 1911 года.
Вслед за дворцом одна за другой сдавались и остальные постройки, среди них — свитский дом и здание главной кухни (впоследствии, когда в 1914 году ко дворцу пристроили одноэтажное здание буфетной, его соединили с кухней просторным подземным тоннелем, часть которого сохранилась до сих пор). Новая кухня имела 90 помещений, оборудованных самыми современными механическими аппаратами и специальными холодильниками для хранения продуктов, винный погреб и винодельню, приводимую в действие электрическими машинами.
Белый зал проектировался как парадная столовая. Это самое большое помещение дворца, один из лучших интерьеров по своей художественной отделке. Здесь, как во многих постройках модерна, планировка, оснащение новейшими достижениями техники, декоративное оформление — всё подчинено главной задаче: основополагающему эстетическому принципу модерна — созданию особой эстетической среды.
Точно найденные соотношения высоты, ширины и длины большого помещения (площадь столовой 218 мг, высота 7,5 м), вертикальные и горизонтальные членения стен, ритм глубоких кессон потолка и других архитектурных деталей, соразмерность архитектурных частей росту человека — всё это создаёт ощущение гармонии, так свойственной лучшим образцам классической архитектуры. Для того чтобы не нарушить эту гармо-нию и зрительно не уменьшать объём зала, архитектор отказывается от больших висячих люстр и бра, и вечернее освещение — 280 электрических лам почек — искусно скрывает за выступающими карнизами стен по периметру зала.
С большим мастерством лучшими лепщикам и- скульпторам и известной московской фирмы братьев Аксерио (так же, как и в вестибюле) выполнены рельефные украшения стен и потолка столовой: сложный кессонированный потолок, рельефный карниз, широкий орнаментальный пояс, завершающий стены, в который включены рельефные изображения гербов наиболее крупных губерний России.
Четыре огромные колонны, высеченные из цельного белого статуарного каррарского мрамора с капителями коринфского ордера, и оригинальный по форме камин в итальянском стиле известного скульптора К. Ф. Катто., украшенный изящной резьбой и гербом владельцев дворца, явились теми элементами оформления, которые придали интерьеру парадность и торжественность. Колонны изготовлялись в Италии, камин — в мастерской Э. Менционе в Ростове-на-Дону.
Подрядчиком, с которым заключались договоры на выполнение больших работ по мрамору, был Эдуард Рафаилович Менционе. Его «скульптурно-мраморная и иконная мастерская" находилась в Ростове-на-Дону. Как указывалось в рекламе, он выполняет «специальное устройство мраморных иконостасов, часовен, памятников, статуй, а также лестниц».
22 марта 1910 года с ним был заключен договор на изготовление в Италии двух колонн из каррарского мрамора высотою 6 аршин 8 вершков с полированным стволом. Нижний плинт должен был выполняться из цветного мрамора № 65 (по 2 500 руб.). Кроме этого, заказывался камин из цветного мрамора № 65 высотою 5 аршин, шириною вЗ аршины 10 вершков (2400 руб.) с облицовкой его также цветным мрамором. Вскоре — 10 июля 1910 года — Краснов заказывает Менциони ещё две такие же колонны, причём было оговорено, что «мрамор первого сорта должен быть одобрен Красновым». Этим же договором заказывался Менциони ещё один камин из каррарского мрамора (2800 руб.). Срок по этим двум договорам устанавливался 1 января 1911 года, неустойка — 15 руб.
23 декабря 1910 года Менциони пишет Краснову: «...сообщаю, что четыре колонны вышлю к концу января или в начале февраля 1911 года. Что же касается четырех мраморных капителей, то таковые к работам еще не приступали за неполучением до сегодняшнего дня гипсовой модели...».
«К 1 января 1911 года, согласно договору и Вашему желанию, колонны доставить не могу, так как остальные две колонны были заказаны гораздо позднее двух первых и только благодаря принятым мерам и излишним затратам удалось получить и оставшиеся две колонны в столь короткий срок, принимая вовнимание величину колонн и сорт мрамора. Будь из обыкновенного бы с прожилками мрамора, я моги могу доставить в течение одного месяца в гораздо большем количестве колонн таких же размеров...". Далее Манционе пишет, что для установки ко¬лонн он пришлет своих мастеров.
В марте 1911 года из Италии через Одессу пришли эти ко¬лонны в 4-х ящиках и ещё один ящик мрамора. С 6 по 13 марта в парадной столовой дворца устраивались подмостки для установки колонн. Работы производились круглосуточно. С 13 по 17 марта проходила установка колонн, а в апреле были установлены капители.
Небольшая задержка по уставленным срокам договора произошла и с установкой камина в большой столовой. Модель для камина была отправлена Менционе в Ростов-на-Дону в июле 1910 года. Б октябре рисунок камина был изменен, в связи с чем был изменён и срок выполнения этого заказа: он был отложен до 1 марта 1911 года. Однако и в этот срок Менционе не уложился. 17 мая 1911 года он направляет письмо Краснову с просьбой «отсрочить установку камина в столовой до 30 июля 1911 года». В июле камин был установлен, также были окончены работы по установке колонн.
В документах за июль 1911 года мы находим сведения, что фриз для камина столовой был сделан мастерами от Менцио¬не за 360 рублей: «Деньги получили Виоло Кал о, Мариан Лорен-цо и Василий Созин».
Мастера Менционе изготавливали и камин для бильярдной, рисунок для которого Краснов также изменял.
Таким образом, в эти дни на строительстве дворца работало от 300 до 400 человек. В декабре 11 подвод было занято перевозкой людей к месту работы и развозкой их после работы.
Парадная столовая получила название Белого зала не только по цвету стен, но и по обилию света, льющегося через большие окна и стеклянные двери, выходящие во внутренний итальянский дворик. С этим двориком Белый зал связан и единством архитектурного решения. Мерный ритм пилястр столовой, мягкие полукруглые завершения окон и дверей соответствуют та¬кому же характеру архитектурных форм итальянского дворика.
В восточной части столовой, примыкающей к вестибюлю, расположена скульптура немецкого мастера второй половины XIX века Брюгера «Пенелопа», которая была подарена в 1863 го-     > ду гражданами Одессы императрице Марии   ' Александровне на новоселье в Ливадии и перенесена архитектором из старого дворца. Она стала неотъемлемой частью оформления Белого зала.
Золочёные решётки для каминов заказывались и на Московском чугунно-литейном и на механическом заводе Ф. Сангалли.
Имя ещё одного скульптора — Буц-ци — мы встречаем в архивах. Он называется скульптором, делающим «скульптурные украшения внутренней отделки". Буцци работал во    , дворце от фирмы известного придворного   ювелира   К.   Фаберже. 4 сентября 1910 года Фаберже пишет Краснову: «Имею честь сообщить Вам, что отпуск моего скульптора г-на Буцци может быть продлён до 01.01.1911 г.". Таким образом, модели для лепки в столовой были выполнены опытными мастерами-скульпторами.
Когда были закончены штукатурные работы и выполнены модели, лепщики принялись за художественную лепку потолка и стен столовой и вестибюля. По¬мимо кессон и лепных деталей потолка и стен столовой и вестибюля, ими было подготовлено 8 капителей для колонн и 28 пилястр, два лепных стола в вестибю¬ле.   Дополнительным   договором   от 10 марта 1911 года фирме Аксерио поручалось сделать кессонированный глиной потолок в гостиной Её Величества к 1 апреля 1911 г.
Так как главное парадное помещение дворца — столовая — было оформлено в стиле итальянского Ренессанса, то и мебель для него Краснов проектировал в том же стиле. По его рисункам мебель изготавливалась на фабрике Фёдора Фёдоро¬вича Тарасова — петербургского столярно-мебельного и обойного фабриканта (так он именуется в документах тех лет). Его фабрика была поставщиком Двора Его Императорского величества и. как значится в рекламе, выполняла «художественно-стильную мебель и декоративное убранство внутренних помещений по последним моделям и проектам».
Архитектор Н. П. Краснов дал очень краткую характеристику Большого Ливадийского дворца: «Проектирован и выполнен в стиле итальянского Ренессанса из штучного «нкерманстго камня, со всеми орнаментальными частями, высеченными из того же камня. Здание дворца имеет 116 отдельных помещений, один большой внутренний двор и три малых световых двора. Парадные официальные комнаты дворца отделаны и мебли-эованы в том же стиле».
20 сентября 1911 года императорская семья впервые увидела Л ивадийский дворец и парадную столовую с мраморным камином. Их восхищению не было предела. Рай земной в благодатном крае благодаря таланту и стараниям тысяч людей, одухотворенных гением Н. П. Краснова, действительно предстал, как писал современник, «богатейшей жемчужиной в короне русского царя».
Но императорской семье в новом дворце пришлось отдыхать всего несколько раз. Под натиском революционных преоб-эазований меняется социальный и экономический уклад Российского государства. В начале 1920-х годов в бывшем удельном имении происходят большие перемены. Здесь открывается первый крестьянский санаторий.
В апреле 1925 года в Ливадииском дворце готовились к приёму первых гостей — 150 крестьян-курортников. Еще 230 чело-зек намечено было разместить в свитском корпусе. Уже в начале 1930-х годов на курорте Ливадии отдыхали и проходили единовременно лечение более 1,5 тысячи человек. Вливадийском санатории имени Сталина в то время размещалось 850 чело-зек. В 1941 году здравницы в связи с оккупацией Крыма закрылись и эвакуировались. Только после освобождения Ялты, в ап-эеле 1944 года, в Ливадии появились строители. Перед ними ставилась задача — подготовить дворец для проведения Ял-~инской конференции глав правительств трёх держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании. Конфе-эенция состоялась в феврале 1945 года. Несмотря на подгото¬вительную встречу делегаций стран антигитлеровской коалиции на Мальте ещё очень многое было неясно и решалось -шенно здесь, в Ялте, в Ливадииском дворце, у камина в парадной столовой.
Делегации размещались следующим образом: США — в Ливадииском дворце, СССР — в Юсуповском дворце в Кореи-зе, делегация Великобритании — в Воронцовском Дворце в Алупке. Этот, казалось бы, незначительный факт также сыграл свою роль. Дело в том, что Юсуповский дворец (где размеща-лась советская делегация) находится ближе к Ливадийскому дворцу, чем Воронцовский дворец в Алупке. Таким образом, Сталин прибывал в Ливадию на 2-3 минуты раньше Уинстонна Черчилля и имел возможность переговорить с Рузвельтом, так сказать, тет-а-тет, то есть без присутствия Черчилля. Именно в эти минуты возле мраморного камина было оговорено участие Советского Союза в войне против Японии на Дальнем Востоке, которое непосредственно на конференции не обсуждалось, однако вошло в итоговый документ Ялтинской конференции.
На конференции в Ялте было в целом закреплено устройство Европы и европейские послевоенные границы и зоны влияния почти на полвека вперед.
Для поддержания мира и безопасности союзники решили создать международную организацию. Было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года учредительной конференции Объединённых наций. Участники Крымской конференции приняли «Декларацию об освобождённой Европе». Союзники про¬возгласили «согласование политики трёх держав и совместные действия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы в соответствии с демократическими принципами.
У. Черчилль, покидая Крым, заявил: «С тех пор, как 12 дней назад мы приземлились в разорённом войной Крыму, в мире произошли большие события. Постоянная дружба и сотрудничество трёх великих держав были провозглашены более точно и авторитетно, чем когда-либо раньше».
Решения, принятые в Ливадииском дворце за круглым столом переговоров возле большого мраморного камина, показали возможность плодотворного сотрудничества государств с различными общественными системами.
После конференции Ливадийский дворец становится на несколько лет государственной дачей. Только осенью 1953 года состоялось возрождение и второе открытие санатория «Ливадия» на 400 человек. Последующие десятилетия прошли в энергичном оазвмтш. ардмамзгтескзя здо~зв«ща лололкя-лась новыми корпусами, получала новое оборудование. В 1977 году были построены великолепные лифтоподъемники, которые вот уже более двух десятков лет доставляют гостей здравницы и отдыхающих курорта на пляж к берегу моря. В середи¬не 1970-х годов сооружено новое здание клуба-стол о во и на 800 мест со зрительным залом на 400 мест и просторное фойе для проведения вечеров отдыха. В начале 1990-х годов вступил в строй действующих корпус № 10.
Не забывали в профсоюзной здравнице и о парковой зоне — памятнике садово-парковой архитектуры начала XIX столетия. В 1975-1985 годы в парке были проведены большие ра¬боты по благоустройству.
С 2004 года в Ливадийском дворце проходят саммиты Ялтинской Международной Стратегии (УЕЗ). И по-прежнему немало политически значимых решений принимается именно у этого роскошного камина, который за свою относительно недолгую историю стал очевидцем императорских балов, тайных переговоров, романов первых лиц и важнейших исторических событий...