Камин в ресторане

Камин, как символ престижности ресторана играет едва ли не главную роль в экономическом процветании заведения. Постоянные клиенты и вновь прибывшие выбирают столик поближе к теплому очагу, особенно зимой. Являясь средоточием внимания и темой для разговора, камин создает особую атмосферу интимности, привнося с запахом дыма и треском поленьев незабываемые ощущения своей исключительности, талантливости, блистательности в компании друзей, удобно расположившихся вокруг камина. Минимализм в архитектуре и декоре камина пока еще остается в моде, как и в повседневной жизни. Не выделяться и быть естественным - таково требование моды начала второго тысячелетия.

Следуя этим веяниям, архитекторы, проектирующие каминный зал в ресторане, воплощают естественную логику минимализма: камин должен быть демократичен, универсален и без претензий. Но он должен органично вписаться в пропорции колонн, окон, сцены, бара, мебели.
Стилистические особенности каминов столь же разнообразны, как и стили архитектуры: классицизм, готика, барокко, ампир, конструктивизм, модерн, авангард и др.
Чаще всего камины в ресторане располагают вдоль самой длинной стенки, добиваясь наиболее выгодного соотношения между дверными проемами или расчленяя стенку гармоничными пропорциями камина. Маршрутные карты движения обслуживающего персонала и гостей составляются таким образом, чтобы в пределах 10 метров от очага не было мельтешения ног, сверкания подносов и бабочек вышколенных официантов.
Если подойти к современному ресторану по гранитным ступеням с резными балясинами и цветочницами из базальта, то сразу возникает ощущение, что это где-то уже было. Действительно, современные мастера-камнерезчики Вячеслав Скворцов и Вячеслав Суслин, в своих дизайн-проектах и резном каменном декоре используют национальные каменные традиции. Камины в Кремле, украшенные львами и орлами, выполненные блестящим мастером-камнерезчиком Солодухиным Анатолием, выводят русскую школу камнерезчиков на мировой уровень. А камины в зале приемов Кремля, выточенные мастером Носовым Алексеем, поднимают национальное самосознание русского человека на качественно новую ступень.
Немаловажную роль в декоре каминного зала-ресторана играют изделия из мягких пород камня: песчаник, известняк, доломит, туф, травертин, чешма. Москва потому и называется белокаменной, что вся русская равнина, богатая мягким камнем, поставляла в Москву белый отделочный материал. Мягкими породами отделывают камины, печи, колонны, балюстрады. Сейчас в ходу у московских застройщиков известняк и песчаник бежевых, песчаных тонов. Он подходит под любой интерьер, строг и изыскан. Он легко обрабатывается и дешевле мрамора.
Бучардовая рваная поверхность камня является достоинством каменного декора камина. Сегодня рваная скала, камень с естественным сколом, украшает многие рестораны на цоколе, в подвале, камине. При этом ценится камень, имеющий однородную фактуру и камень, калиброванный по толщине. Изысканные розоватые и фисташковые тона, особенно редкие голубоватые, кстати потому и дорогие, придают камину особый колорит и неповторимость. Более простые и дешевые - полевой шпат, кварцит, речная галька, также украшают фасады каминов многих московских ресторанов.
Сейчас существует большое разнообразие каминов в русском стиле как по геометрии и форме, так и по структуре поверхности и виду материала. По геометрии: угловой, пристенный, утопленный в нишу, с банкетками, дровницами. По материалу: брусчатка, галька, булыжник, бучарда, колотый мрамор, штукатурка под камень, колотый кирпич. По функциям - декоративный огонь, источник тепла с высоким КПД, мангал для шашлыка.
В генах человека очень живуча "память" о скальном, пещерном периоде цивилизации. Ничто так не завораживает взгляд, как горящие рыжие языки пламени в камин-гроте или в скале-камине. Можно конечно заковать огонь в чугун или латунь, можно отгородиться от огня жаростойким стеклом, и это будет современно, престижно. Но во всем должно преобладать чувство меры. С большой долей скепсиса необходимо отнестись к современным отделочным материалам - полимерам. Применение полимеров в отделке каминов - новое веяние, новаторский стиль, и уж если Вы решили облицевать свой камин байрамиксом, латексом или венецианской штукатуркой, то тщательно прочитайте инструкцию - выдержит ли Ваше покрытие температуру камина.
Различные стили и направления в дизайне каминов рассчитаны как на индивидуальное созерцание огня, так и на общественное созерцание в ресторане, где каждый посетитель может положить полено в огонь и погладить рыжую гриву огня. Конечно, общественный камин значительно отличается от индивидуального кабинетного или семейного камина. Нелепо смотрятся камины в ресторане с чугунной кассетой и с термостойким стеклом. Учитывая большие размеры каминного зала в ресторане, необходимо учесть грамотное сочетание пропорций камина с площадью зала. На сегодняшний день самые большие чугунные топки в портале имеют размер 2980х1800 мм. Но есть и маленькие камины 650х500.  Теперь мысленно поставьте такой прямоугольник на место будущего камина, и Вы сразу поймете, что с расстояния примерно 20 и более метров его практически не видно. Поэтому портал топки камина должен быть открытым и иметь размер не менее 1000х800 мм, чтобы огонь был виден со всех сторон.
Пластическое искусство и художественное конструирование в современных дизайн проектах приобретают зримые черты "новорусского" формотворчества в интерьерах ресторанов. Для полноценного осмысления эстетики архитектурного образа каминного зала в ресторанах необходимо учесть пять составляющих: вкус хозяина, бюджет, моду, контингент посетителей, заданные сроки работ.
Наш короткий обзор посвящен каминным залам в ресторанах. Рассматривая каминный зал, как маленькую часть всего ресторана, необходимо учитывать практически все его особенности.


Классицизм.
Интерьеру классицизма свойственна ясность пространственных членений, мягкость цветов и светотеней. Одной из важнейших черт классицизма является обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому эталону, основной язык классицизма - ордер, перспектива, лаконизм. Точность лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь каминной облицовки с окружающим интерьером отличительная черта классических каминов. Пластика классических каминов, как правило, рассчитана на фиксированную точку зрения, при этом конструктор-декоратор создает "естественную" конструкцию камина, подчиняя ее элементам композиции, а не наоборот (как делают в стиле рустик, модерн, конструктивизм и т.д.). Традиции русского классицизма в дворцовых интерьерах "Метрополя", "Гранд-Опера" - яркий образец симметрично-осевых планировочных систем. Интерьер русского ресторана издревле считался у гурманов театральной декорацией, где сходились купцы, фабриканты, политики не столько для еды, сколько для приятного времяпровождения в кругу друзей, артистов, цыган. Русский ресторан - это редкое, дорогое, необычное зрелище с лихим сюжетом, иногда дракой, но чаще самоутверждением и "пропиской" в табеле о рангах в высших слоях общества.
Пластические формы каминных облицовок декорируются малой каменной пластикой, составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой, академической резьбой и станковой живописью. К примеру,  на фото: колонны сделаны из точеного мрамора Кибик Кордон, столешницы из Бьянка-Карара, фундамент - цоколь из колотого гранита - Мансуровского.
Академизм.
Как разновидность классицизма следует догмам и классическим традициям: ветвь винограда, львиная лапа, колосья пшеницы, роза Тюдора в декоре камина (античные и библейские сюжеты).
Неоклассицизм.
Подражание классицизму, но очищенное от конкретно - исторического содержания пластическая форма "притянутая" к ценностям и моде реального времени. Это более распространенный тип каминов в московских ресторанах,  чем чистый классический, по одной причине: он более демократичен и вписывается в самые замысловатые интерьеры.
Рустик.
Рустик в переводе с латинского обозначает простой -грубый. Причем это относится не только к каминам, но и к дереву, ткани, керамике. Необработанная грубая поверхность в сочетании с утонченным узором, полированным камнем и стеклянной дверцей украшает каждый второй каминный зал. Благодаря фирмам GODIN, LOKI, CHEMENI PHILIPPE, Дизайн-студия АРТДЕКО в Москве появились камины в стиле "Рустик", который  наиболее популярен в современных новорусских клубах и ресторанах. Колотый, рваный камень: туф, песчаник, доломит, известняк, гранит, мрамор, покрытый каменным лаком - основной декоративный элемент отделки камина в стиле "Рустик".  Камин в рустике удачно сочетается с модерновой мебелью и хайтековской электронной аппаратурой. Создавая рустиковские интерьеры дизайнеры иногда путают его с кантри, но у кантри свое лицо.
Кантри.
Это народный стиль. Камин в стиле русской печи, с использованием керамики, майолики, глазури, орнамента - его основная отличительная особенность. Часто декорируют булыжником, скалой, галькой, создавая подобие первобытного очага.
Авангард.
Поиск новых форм пластического и декоративного оформления камина. В этом поиске принимают участие все: прораб, хозяин, мастер-печник, архитектор, дизайнер. В результате появляется камин эклектический, а иногда безликий. Но если в геометрических формах присутствует чувство меры, то он становится достойным украшением современного интерьера ресторана.
Конструктивизм.
Этим стилем увлекаются мастера - одиночки, технари, вчерашние  научные сотрудники, которые навязывают свой стиль конструкции заказчику. В этом стиле отсутствует:
- золотое сечение;
- пропорции;
- грамотная цветовая гамма;
- сочетание с интерьером;
Зато присутствуют очень важные элементы:
- прекрасная тяга камина;
- высокий КПД камина;
- соблюдение пожарных норм при устройстве камина;
- соблюдение всех требований СНиП и ГОСТ при устройстве камина.
Пластичные и декоративные элементы стоят на службе у конструкторского строения пода топливника камина, зуба, дефлектора, эжектора, дымосборника камина, задвижки, дымохода.
Модерн.
Есть камины в ресторанах с плавными текучими линиями крышки рояля и арфы, в которых отсутствуют  прямые линии.  Московские дизайнерские фирмы охотно работают в этом стиле, т.к. для автора-дизайнера это полигон для осуществления своих творческих идей. Автору этих строк приходилось участвовать в разработке пост модернового камина в модерновом интерьере. Так вот, задача стояла такая: камин-очаг должен стоять в центре зала, открытый с четырех сторон, он должен крутиться, с дымосборника должна литься вода, в гроте и нише должна звучать светомузыка, он должен опускаться и подниматься, а по необходимости и полностью убираться за 30 минут. На стадии проектирования возникло множество проблем с пожарными и эксплуатационными нормами, но камин все же был смонтирован с уменьшением его функций: убрали светомузыку и подъем.
Викторианский стиль.
Это типовые английские камины, утопленные в нишу в стене, зачастую обшитые деревянным орнаментом. Гармонично вписывается в ресторан-кабинет и в большие залы классического, академического стиля.
Артдеко.
Так называемый авторский дизайн камина. Здесь важно имя автора или название фирмы. Среди московских фирм специализирующихся на авторском дизайне каминов следует выделить, пожалуй, три: АРТДЕКО, "Loki", "Гран-При". Есть мастера-одиночки очередь к которым расписана на два года вперед: Юрий Мойсеев, Геннадий Андреев, Владимир Фуражкин и др. Этим мастерам подвластны и дворцовые камины, и рустик, и классические. Лицо автора видно в тщательной подгонке каждого камешка, в пропорциях, в цвете, в темпоритме. Здесь все продумано до мелочей.
Новорусский стиль.
Эти камины по общему наблюдению специалистов напоминают романский стиль. В них присутствует помпезность, претенциозность, грубовато - брутальные формы. Топка камина  не менее 1500X1800 мм, в которой можно жарить шашлык, а по необходимости и "клад зарыть". Вертикальные стенки из крупных, едва обработанных камней, горизонтальные столешницы из камня: гранита, доломита, песчаника толщиной до 150 мм. Крупные кованые решетки, зольник, задняя футеровка из литого цветного металла, наличие всевозможных полочек, банкеток, ниш - главная отличительная особенность "новорусских" каминов. Как правило, они пристроены в эркер или к стенке в зале приемов.
Камины в стиле барокко, ампир, готика - редкое явление в современных каминных залах. К этим каминам у дизайнеров трепетное отношение, так как они становятся заметным явлением в современном пластическом формотворчестве: о них пишут, их хвалят, они становятся выдающимся произведением искусства в современных интерьерах.

Специалисты группы компаний Артдек вот уже более 15 лет помогают воплощать в жизнь идеи своих заказчиков, обеспечивают полный цикл строительства каминов для ресторанов под ключ, начиная от их дизайна, заканчивая самим строительством и техническим обслуживанием.

С реализованными проектами Вы можете ознакомиться в разделе нашего сайта Камины.

Примеры каминов для ресторана доступны на страницах нашего сайта: камин пристенный, островной камин.

Ниже описаны основные правила по эксплуатации камина, которые могут быть полезны как владельцам ресторанов, так и другим обладателям камина.
Рекомендуемые сорта древесины: ольха, осина, которые горят без потрескивания, выбрасывания искр и не образуют сажи. Не рекомендуется растапливать очаг сырым топливом.


Рекомендации по растопке камина.
1. Необходимо соорудить навес для хранения и естественной сушки дров на улице. Сырые или только что заготовленные дрова будут коптить и дымить в камине. Объем выделяемого тепла сухих дров заметно выше того же показателя для сырых дров. Сушка дров в естественных условиях (на открытом воздухе или в само проветриваемом помещении) в идеальном случае занимает не менее одного года.
2. Сухие чурки мелко наколоть и занести в помещение для окончательной просушки.
3. Открыть  задвижку камина.
4. Зажечь большой лист бумаги и открытым пламенем "пробить" холодный воздух в устье топки камина на входе в дымоход.
5. Следить за тем, чтобы в момент розжига было открытое пламя (высотой до 400 мм.).
6. Поддерживать процесс горения открытым пламенем сухими щепками хотя бы 5-10 минут ( 10-15 минут в зимнее время).
7. Затем можно добавлять небольшие поленья сечением 30-40 мм, длинной до 350 мм.
8. Тлеющие угли на колоснике камина необходимо собрать кочергой в кучку до полного сгорания и превращения в пепел.
9. После каждой протопки камина через час или два необходимо все продукты сгорания сгрести в зольник и выбросить, в противном случае - пепел будет проникать в метал, камень, кирпич и скоро ваш очаг начнет дурно пахнуть, как пепельница, из которой не выбросили окурки.
10. После каждой протопки, когда очаг остыл, необходимо влажной тряпкой прочистить металлические поверхности от сажи и веничком вымести остатки пепла из всех углов.
11. Медную емкость с водой (10 литров) установить на пол рядом с очагом, это украсит ваш интерьер и обезопасит вас от неожиданностей.
12. Для удобства необходимо приобрести: щипцы, кочергу, щетку, совок, защитный экран, стальной трос с ершом.
13. Два раза в году чистить дымоход от сажи, копоти и смолы, которые, накапливаясь на стенках дымохода, являются повышенным источником пожара. Конденсат, оседающий на стенках дымохода соединяясь с нагаром, обладает агрессивными свойствами, может привести к преждевременной потере герметичности дымохода и выходу его из строя.
14. Во избежание переохлаждения помещения в холодное время года необходимо закрывать задвижку дымохода камина (после протопки).


Не рекомендуется:
1. Топить камин хвойными породами дерева.
2. Бросать в камин фанеру и большие не расколотые дрова.
3. Бросать в камин пустые пачки от сигарет, от молока, сока, пластиковые пакеты.
4. Заполнять топливом топку камина более чем на четверть ее объема.
5. Класть в топку камина поленья, превышающие длину топки.


Запрещается:
1. Раскрывать окна и двери во время горения камина.
2. Выгребать горящие угли из зольника и выносить на улицу.
3. Хранить и развешивать одежду и ветошь в помещении с камином.
4. Хранить в помещении летучие и воспламеняющиеся жидкости.
5. Чистить металлические и медные поверхности наждачной шкуркой.
6. Топить камин поленьями диаметром более 100 мм.
7. Оставлять без присмотра растопленный камин.


Выполняя эти несложные правила, Вы обезопасите свой каминный зал от пожара и каждая растопка очага превратится в торжественный ритуал не лишенный романтизма и загадочности.
Николай Матвиенко. Июль 2015 г.