ХРАНИТЕЛИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ.

Ремесленники — люди, сделанные из особого теста. Во-первых, потому, что выбирают себе работу раз и навсег¬да. Во-вторых, потому, что относятся к своему делу фанатично, невзирая на то, приносит оно большие деньги или со¬всем крохи. В-третьих, мировая практика показывает, что ремесленники меньше всего подвержены кризисам, экономи-ческим спадам: они всегда при деле, ко¬торое им по сердцу. Тем не менее, сейчас у столичных ремесленников непростые времена. И Московская палата ремесел придумала ряд предложений, которые подогрели бы интерес к ремесленникам и народным мастерам.
Московская палата ремесел появи¬лась в столице 10 лет назад, и за эти годы ремесленничество прошло колоссальный путь. Сложно поверить, что в лихие 90-е шли ожесточенные споры: а нужно ли оно вообще, это ремесленничество?
—В странах с развитой экономикой таких вопросов даже не возникает, — го¬ворит президент Московской палаты ремесел Леонид Кошелев. — В Германии, например, целое сословие ремесленни¬ков, которое живет по устоявшимся пра¬вилам. Там ремесленничество не только уважают — им восхищаются, относятся с трепетом, это же национальное достояние! В этих изделиях — традиции и история страны. Ремесленников там боготворят, и государство оказывает им всяческую поддержку. Россия, имея огромный творческий потенциал, к сво¬им национальным достояниям относится бездарно и расточительно.
По мнению Кошелева, слово "ремес¬ленничество" давно стало интернацио¬нальным. Сегодня и в России, а особенно в Москве, к людям, которые занимаются кропотливым ручным трудом, искренне: выбрали свою профессию и преданы ей до конца дней, стали относиться с почтением.
Тем не менее,  о серьезной поддерж¬ке на уровне государства говорить не приходится. Это в столице ремесленни¬кам стараются сделать особые условия существования: еще в 1999 году был принят закон о ремесленнической дея¬тельности, который и сегодня остается единственным в стране и стал мощным стимулом развития ремесленничества в Москве. Ни в других регионах России,  ни на уровне федерации такого норматив¬ного акта нет (хотя силами Московской палаты ремесел и правительства Москвы его проект был разработан). В этом году прошли слушания в Совете Федерации, где ремесленники из 54 регионов страны высказали свою заинтересованность в таком законе, получено более 100 по¬ложительных отзывов на проект закона, однако дело не сдвинулось с мертвой точки. Вдобавок ко всему федералы ставят ремесленникам палки в колеса. Например, в городском законе написано, что ремесленники имеют приоритетное право на получение нежилых помещений под ремесленные мастерские. Для данно¬го вида деятельности очень важно, чтобы профессионал чувствовал, что у него есть постоянная мастерская; что он может пе¬редать дело по наследству ученикам или детям; чтобы у него была уверенность в завтрашнем дне. Но по федеральному закону недвижимость должна распреде¬ляться между предпринимателями по конкурсу или аукциону. А разве могут мелкие ремесленные мастерские конку¬рировать с крупными предприятиями? "Мы хотим, чтобы в законе ввели норму, где прописали бы, что формируются отдельные конкурсные площадки, на которых будет разыгрываться недви¬жимость только между ремесленными фирмами", — говорит Кошелев. Сегодня в Москве ремесленники могут получить помещения и в рамках программы соинвестирования — строительства ре¬месленных комплексов, где город вносит свою долю землей и инженерными ком¬муникациями, а строительство ведется за счет будущих владельцев помещений. Однако в связи с кризисом программа застопорилась.
Тем не менее ремесленничество в столице за 10 лет удалось возродить (спа¬сибо структурам правительства города. )  Более того: палаты ремесленников стали создаваться в регионах, взяв за основу структуру столичной, которая предусма¬тривает максимальную открытость и равноправие членов. Сейчас в столич¬ной палате их около 5 тысяч — и это не только москвичи (которых примерно 80%), но и ремесленники из регионов России, бывших союзных республик, Европы. "Членом палаты может стать любой гражданин мира", — говорят в ее администрации.
Только в Москве более 100 ремес¬ленных направлений. Столица издавна славится отменными печниками. Гиль¬дия печников в Белокаменной столице  — одна из крупнейших в Европе.  Палата  представлена  золотошвеями, оружейниками, гончарами, ювелирами, кузнецами. Деревянных дел мастерами, скорняками, портными, иконописца-ми, кукольниками, лозоплетелыщиками, кружевницами, обувщиками, резчиками по дереву, мастерами лаковых миниа¬тюр, лоскутной техники.   А недавно, в апреле  сего года образовалась новая гильдия –  гильдия реставраторов. Теперь в Московской палате ремесел представлены не только созидатели, но и хранители, и восстановители памятников и шедевров ремесленного искусства.


Каждый год для ремесленников в Москве палата проводит два крупных мероприятия: выставку-ярмарку "Золотые руки ма¬стеров" и Международный москов¬ский фестиваль ремесел (кстати, это крупнейшее ремесленное мероприятие под открытым небом в Европе). Это удивительные праздники, которых с нетерпением ждут и горожане, и гости столицы, и сами ремесленники. Во время их проведения традиционно проходят мастер-классы, где профессионалы де¬лятся секретами своего удивительного мастерства. Плохо лишь то, что акции это разовые. А по мнению Московской палаты ремесел столице нужна посто¬янно действующая площадка. Палата выступала с инициативой создания такого этнокультурного просвети¬тельского центра, в состав которого вошли бы музей истории московских ремесел, учебный центр, действующие мастерские, выставочный центр и т.д. возле территории парка "Царицыно".
Инициативу поддержали мэр Москвы, Москомархитектура, Москомнаследие. Но высказался против Департамент природопользования, сочтя, что на при¬родной территории такому центру не место. "Да там пиво пьют — пусть бы лучше молодежь смотрела, как создают¬ся уникальные произведения искусства, изучала историю и культурное наследие своего края", — говорит Кошелев.
В палате надеются, что после кризиса  к этой идее вернутся. Кризис хоть и не разорил ни одного ремесленника в сто¬лице, но все же отразился на этом бизнесе не лучшим образом: заказы и продажи стали падать. И сейчас,  Московская палата ремесел при поддержке правительства Москвы разработала программу помощи ремесленникам в организации и сбыте их продукции на российском и зарубежном рынках. Сотрудники палаты ремесел сами ездят по ремесленным мастерским, узна¬ют о продукции, которую те производят, проводят анкетирование сотрудников, определяют потенциальные возможно¬сти и перспективы. Результатом станет создание огромного каталога продукции ремесленников города: эти каталоги будут распространяться по крупным торговым центрам и представительствам, в Торгово-промышленной палате, посольствах, органах государственной власти. К тому же сейчас разрабатывается сайт, где каждая ремесленная мастерская сможет завести себе бесплатно страничку. Главный упор сделают на внутренний рынок: по мне¬нию Кошелева, продукция ремесленников очень функциональна и близка по духу и менталитету россиянам. Западному человеку, к примеру, сложно понять, что такое берестяной туес и зачем он нужен. Поэтому на импорт ориентированы в основном производители сувенирной подарочной продукции, например ку¬кольники (изделия столичных мастеров-кукольников давно пользуются бешеным спросом на Западе), для остальных же более ценен внутренний рынок. А он еще далеко не насыщен.
К тому же,  продвижению на внеш¬ний рынок продукции наших ремесленников мешает и то, что международные стандарты по лицензированию, серти¬фикации  и аттестации загоняют наших ремесленников в тупик. Дело в том, что члены ВТО признают квалифи¬кационные требования, лишь выданные другими членами ВТО. А это закрывает нашим мастерам возможности попадать на международный рынок без зарубеж¬ных посредников.
— Мы постоянно участвуем в московских выставках и ярмарках вы¬ходного дня — интерес к продукции ремесленников огромный! Люди вос¬хищаются, говорят: "Неужели это до сих пор делают?" Для них это носталь¬гия, возврат к традициям. Поэтому эту продукцию надо популяризировать среди москвичей. Жаль, что в столице нет специальных магазинов с брендом "Московский ремесленник" – поэтому продукция наших мастеров раскидана по различным торговым центрам, и ис¬кать ее потребителю сложно, — сетует Кошелев.


В рамках программы антикризисной поддержки ремесленничества с 3 по 6 сентября в Москве, на ВВЦ, пройдет 5-й Московский международный фестиваль ремесел, который будет принципиально отличаться от других фестивалей. Коррек¬тивы внес тот же кризис, и теперь основ¬ная цель мероприятия — привлечь как можно больше мастеров, которые будут проводить мастер-классы для всех желающих. Это не только эффектное зрелище, показывающее таинство рождения про¬изведений искусства, но и способ помочь определиться с местом в жизни людям, которые лишились работы или еще не определились со своим призванием. "Кри¬зис — время пересмотреть свое отноше¬ние к жизни, время выбора нового пути. И мы хотим максимально раскрыть все направления ремесленнической деятель¬ности, — говорят в палате. — Мы будем рады видеть всех московских произво¬дителей сувенирной продукции в нашем антикризисном проекте". Тем более, что новые направления продолжают появляться – в этом году на фестивале ремесел планируется презентация самой молодой гильдии при Московской палате ремесел – гильдии реставраторов.
Ремесленники надеются, что феде¬ральный закон,  все же,  когда-нибудь бу¬дет принят. Например, только в столице сегодня ремесленники могут получить звание "Мастер-ремесленник г. Москвы", дающее им право готовить учеников без лицензии на образовательную дея¬тельность. Это чрезвычайно важно: ма¬стерство передается только в процессе работы, и никакие книжки тут не по¬могут. И надеются, что после фестиваля количество желающих научиться ремес¬ленничеству и продолжать народные тра¬диции вырастет. Недавно в Московскую палату ремесел обратились иностранные студенты, желающие учиться у русских ремесленников в режиме онлайн: они даже выделили для этих целей специ¬альный спутниковый канал, и в октябре проект заработает.
Екатерина Пичугина.
 

 

У ремесленников будет  свой каталог предприятий
Московская палата ремесел готовит к выпуску каталог предприятий. Но попадут туда лишь избранные направ¬ления народного промысла. Инфор¬мация о них будет распространяться не только по России, но и за рубежом. При этом палата ремесел выступит своеобразным гарантом качества и ассортимента. Первый рекламно-информационный сборник будет выпущен уже в этом году. Второй каталог должен выйти на русском и английском языках. По словам президента Московской палаты ремесел Леонида Кошелева, это позволит не только наладить каналы сбыта про¬дукции в другие государства, но и по¬кажет иностранцам нашу истинную культуру.