Стиль АРТДЕКО. Часть 1.

Одно из направлений стиля модерн – артдеко -  сейчас переживает второе рождение. Совершенно независимо в Европе и в России. Со своими зримыми чертами русского  стилевого разнообразия и четко выверенной стилевой тенденцией  русского формотворчества. Если в Европе между двумя мировыми войнами (1921-1939) художники и дизайнеры создавали иллюзию благополучия, то в советском  «артдеко» присутствовал господствовавший в искусстве  советский агитационный плакат: в фарфоре, стекле, металле – серп и молот, парады и марши; в набивных тканях – лозунги и символы  государства, рабочий и колхозница. В период оттепели (1959-1962) художники и декораторы  заложили новую волну декоративности,  привнеся в него кубизм, конструктивизм и орнаментальность. Сегодня «артдеко» продолжает традиции русского модерна в ромбиках, прямоугольниках, извилистых линиях, необычных сочетаниях (несочетаемых) материалов, подчеркнутой декоративности и контрасте цветовой гаммы. Стиль «артдеко»  стал доступен среднему русскому классу и востребованным не только в изысканных интерьерах, но в архитектуре малых форм, одежде, аксессуарах, ювелирных украшениях.
Наш короткий обзор посвящен барбекю, очагам, каминам в стиле «артдеко».
Артдеко. Стиль сознательно ориентирован на прошлое, стремится к роскоши и воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств. Современно и необычно сочетает в интерьере восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение,  отдавая кубизму.
Арт Деко (Ар Деко, Art Deco) появился как стиль в 1908-1912 годы, а расцвета достиг между 1925 и 1935 годами прошлого века. Наименование произошло от своеобразного сокращения названия международной выставки декоративных искусств и ремесел Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes, которая прошла в 1925 году во Франции. А вот уже термином, обозначающим художественный стиль, Арт Деко стал в 1966-м году, после возрождения этой выставки в Париже. В переводе с французского этот термин означает “декоративное искусcтво”.
Арт деко в Европе сформировал сам образ жизни людей в мирное время между двумя войнами, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. Во власти «артдеко» находилась индустрия развлечений и сферы искусства.  Его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, общественных зданиях и сооружениях.
А в это время в ином социальном пространстве - в Советской России - сформировалось мощное художественное течение, базировавшееся, на первый взгляд, на иных идеологических и социальных основаниях. Называлось оно конструктивизм. Но, как и арт деко, этот стиль воплощал стремление к трансформации вещной и визуальной среды человека под напором невиданных ранее технических и социальных изменений.  
Арт деко в центр своей концепции поставил гедонизм и неотделимый от него комфорт повседневной жизни. А для этого вещи, окружавшие человека, должны быть прежде функциональны, т.е. наилучшим образом приспособлены для выполнения своих прагматических задач. Форма же, во-первых, должна соответствовать функции, а, во-вторых, отражать основную черту современного мира - стремительность изменений, их новизну. А поскольку целевой аудиторией арт деко была,  прежде всего,  денежная элита, окончательно пришедшая на смену наследственной аристократии, то форма должна была соответствовать и вкусам этого социального слоя - людей, открытых изменениям, но вместе с тем склонных не столько к красоте, сколько к красивости. Именно в рамках арт деко впервые появилась элегантная мебель из полых металлических трубок, схожих с рулем велосипеда, ювелирные изделия из алюминия, элементы интерьера из сварной стали, неоновый свет.

П. Купреянов.  Плакат Наркомпроса. 1919 г.

  П. Купреянов.  Плакат Наркомпроса. 1919 г.
Пример чистого использования принципов арт деко в советском плакате.

Автор этого плаката стал впоследствии одним из участников знаменитой группы карикатуристов Кукрыниксы.
 
Арт деко породил и еще одну символическую связку - женщина и автомобиль как символ прогресса и новых социальных реалий. Образ “женщины за рулем” стал использоваться рекламистами практически сразу же после создания автомобиля. Но женский образ в этих плакатах мало отличался от традиционной “рекламной женщины” - красивой, кокетливой, как бы,  играющей с мужской игрушкой, усевшейся невзначай на мужское место. Впервые образ “женщина в автомобиле” был заявлен как символ прогресса, равноправия полов в плакатах художницы Тамары де Лемпицки,  в 20-е годы, а сохранился он в таком качестве вплоть до сегодняшнего дня. В частности, образ молодой женщины за рулем кабриолета был использован советским художником Ю. Пименовым в его широко известной картине 1937 г. “Новая Москва”. В альбомы искусства арт деко вошла обложка журнала “Вог” 1925 г., работы художника Жоржа Лепапа.

Лепап Ж.  Обложка журнала “Вог”. С рекламой “оптического платья” от Сони Делоне. США. 1925 г.

Лепап Ж.
Обложка журнала “Вог”. С рекламой “оптического платья” от Сони Делоне. США. 1925 г.  
Идеальный образ “эмансипе” эпохи артдеко

В 60-е годы интерес к арт деко снова возник. В частности, под арт деко стали стилизовать рекламные плакаты престижных светских мероприятий, художественных выставок. Период золотого заката Европы по-прежнему притягивает людей атмосферой функциональной элегантности, оптимистичной веры в прогресс и красоту, в возможность их единения. Стиль все еще жизнеспособен, в том числе и в рекламе.

Неизвестный художник. Политический плакат. 1923 г. 
Неизвестный художник. Политический плакат. 1923 г.

Началом конца арт деко стал Великий кризис. Хотя никто не препятствовал дизайнерам и далее активно использовать наработанные принципы формообразования, изменение социальной ситуации, суровое реалии предвоенного мира медленно, но верно свели “стиль звезд” на «нет». Конец русскому авангарду, в том числе и в рекламе, наступил вместе с концом НЭПа. Впрочем, отдельные отголоски его встречались в плакате вплоть до середины 30-х годов, особенно в рекламе внешнеторговых организаций. Но, в отличие от арт деко, конец этот наступил быстро и насильственно. Единственно возможной в пролетарском государстве эстетической системой был объявлен соцреализм. Все прочие художественные парадигмы, в частности те, которые не основывались на реалистическом изображении объекта, отвергались. Продолжения творческих поисков супрематистов и конструктивистов не последовало. То, что можно назвать “русским эксклюзивом” в изобразительном искусстве было сначала отодвинуто на обочину художественной жизни, затем практически запрещено. Между тем поиски тех же конструктивистов не были закончены, стиль себя не исчерпал, процесс был прерван нелогично. Очень жаль…
Использование художниками визуального ряда, рассчитанного на небуквальное восприятие, возродилось в СССР только в 60-е годы, тогда же, когда на Западе возродился интерес к арт деко. Случайное совпадение?
 Э. Роббинс.Плакат художественной выставки. США. 1960 г.
Э. Роббинс.
Плакат художественной выставки. США. 1960 г.

На место конструктивистских построений пришел “сталинский ампир”. Внушительные, тяжеловесные сооружения, не лишенные, однако, своей красоты, своей магии, своей логики. То, что на Западе удалось слить воедино в стиле арт деко - новаторство, скорость, дерзость, мощь, роскошь, фундаментальность - в СССР разделилось на два независимых потока. Но столь ли бесповоротен был разрыв?  Советский павильон на парижской выставке 1937 г.,  с увенчивающими его “Рабочим и колхозницей”. Комплекс станций первых веток московского метро, особенно “Маяковская” с мозаичными плафонами А. Дейнеки “Сутки Страны Советов”, послевоенные “высотки”, стали  символом страны.
В 1930-1950-х годах отмечают существование «советского Арт Деко». В качестве,  характерных примеров приводятся работы скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной.  Произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также «пышная, вызывающая декоративность набивных ситцевых тканей», украшенных, тем не менее, советской агитационной атрибутикой. В конце XX столетия смелые контрасты обобщенной, геометризованной формы и яркого цвета, открытые стилем Ар Деко, возрождаются в дизайне и моде: оформлении интерьеров, ювелирных украшениях, одежде, рекламной графике
Для интерьеров Арт Деко характерны прямые и ломаные линии, четкость и графичность форм. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры с необычными геометрическими узорами. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Мебель в основном из светлой древесины, отделанная кожей. Для отделки широко используется мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.
Простота и геометрическая орнаментальность стиля открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной. Именно в эти годы были созданы практически все образцы мебели XX века. Стиль Арт Деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. В последнее время профессиональные дизайнеры внесли поправку в идеологию стиля Ар Деко. В отличие от аскезой  эстетики 20-х годов прошлого века, теперь это – стиль роскоши, богатства, причем технические достижения и вполне традиционные дорогие материалы, и качество отделки в нем уравниваются – и то, и другое ценно тем, что просто очень дорого стоит. В то же время, образ, создаваемый таким интерьером обладает качествами очень прямой выразительности, играющий на простительном и своеобразном тщеславии человека – демонстрировать капитал, которого  он стоит.
Интерьерная мода не стоит на месте, как и любая другая. Но если говорить о недвижимости, то иметь классический интерьер хотят почти все во все времена. Если обратить свое внимание на стиль Арт-Деко, то классика вашему дому обеспечена. Умопомрачительный, многогранный и обеспеченный Арт-Деко дает возможность каждому отыскать в нем для себя что-то оригинальное. Если вдуматься,  лишь в его заглавие, то оно само говорит за себя. При помощи Арт-Деко декорируют внутреннее убранство интерьеров, используя различные подсказки дизайнеров и декораторов.
Париж оставался центром стиля арт-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Айлин Грей (Eileen Gray), изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.
  Возрождение интереса к Арт Деко в 1980-х гг. связано с графическим дизайном, а ассоциации Арт Деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.
  Интерес широкой публики к стилю Арт Деко в последнее время значительно возрос. Явление Арт Деко рассматривается как одна из фаз стилевого развития ХХ века, таких как модерн, конструктивизм, модернизм. Становится все более очевидным значение Арт Деко как самостоятельного стиля, влияние его на массовую культуру: дизайн, рекламу, моду, архитектуру (строительство кинотеатров, библиотек, домов творчества, метрополитенов и др. сооружений) и переосмысливаются границы этого явления в художественной культуре.
  Стиль Арт Деко особенно ярко нашел проявление нашел в архитектуре и дизайне. Дизайнеры широко использовали и продолжают использовать идеи и средства Арт Деко в своем творческом репертуаре. Ностальгические тенденции в области дизайна периодически возрождают формы Арт Деко, чему способствует эффективность этого стиля при создании атмосферы «элегантности, роскоши и возбуждения», свойственной эпохе ретро.
Ах, этот Арт-деко!..
Если для архитектора Ле Корбюзье,  его произведение знаменовало отход от конструктивизма к идеям, позднее получившим название «неопластицизма», то для ювелира Р. Лалика - эволюцию от прихотливо изогнутых линий и флореалъных стилизаций Ар Нуво к более простым геометрическим формам. В целом стиль «Ар Деко» можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». В искусстве Ар Деко продолжаются излюбленные темы и мотивы Модерна - точнее стиля Ар Нуво, - извилистые линии, необычное сочетание дорогих и экзотических материалов, изображение фантастических существ, формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных бледных женщин с распущенными волосами. Во всем чувствуется какая-то усталость, пресыщенность, но кроме этого и устремленность к использованию геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей чистого цвета. Именно эти качества отличают интерьеры, оформленные по проектам Ж. Деламара, архитектурно-дизайнерские разработки Р. Малле-Стевенса, ювелирные изделия мастеров парижской фирмы Картье.
С искусством Модерна рубежа XIX-XX веков стиль Ар Деко объединяет и желание многих художников (исполняющих волю богатых заказчиков) создать иллюзию благополучия и «роскошной жизни» в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами. Это был последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое. Духовная растерянность и смешение эстетических критериев, будто предвещавших ужасы второй мировой войны и пустоту первых послевоенных лет, заслонялись сознательной, программной эклектикой ретростилей. В ход пошли элементы Ампира, архаики египетского и крито-микенского искусства, соединялись находки декораторов Русских Балетных Сезонов в Париже, живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами восточного, японского, китайского и примитивного африканского искусства.